Меченые
"Маленькая девочка у картины "Адам и Ева" спрашивает своего всезнающего маленького друга:
- Кто здесь Адам, а кто Ева?
- Откуда я знаю? Они ведь голые!"Очень старый анекдот1. Что носил праотец Авраам?Говорят, что в каждой шутке есть доля… шутки. Когда-то этот анекдот вызывал улыбку, и ответ всезнайки был к месту: ведь на протяжении многих веков различия в одежде были важным и определяющим фактором в общественной жизни. Появившись в повседневном обиходе, одежда стала очень удобным средством идентификации человека, преследуя при этом естественное желание подчеркнуть его достоинства и общественное положение, или, наоборот, вольно или невольно, унизить или хотя бы, показать, где его место на социальной лестнице.
Однако вид и особенности одежды диктовались, в основном, материалом и технологическими возможностями эпохи. Поэтому и мода на протяжении столетий большим разнообразием не отличалась и подолгу оставалась неизменной, сохраняя привычные национальные и культурные особенности. Мужчины не носили то, что носят женщины, пожилые не носили то, что носила молодёжь, принц не мог одеться, как нищий, потому что в нём не признали бы принца, а еврей должен был носить знаки различия, чтобы нееврей не ошибся ненароком.
"Еврейская одежда":
Спросили как-то раби Шолома Рокаха из Белза: — Ребе, расскажите, во что одевался праотец наш Авраам?
(Знаете, есть такие вопросы, которые задают не для того, чтобы получить ответ. Тонкий такой намек: Авраам-то наверняка не ходил в черном сюртуке!)
Улыбнулся ребе этому умнику и ответил: — Я не знаю, сынок, ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле*. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе.Красивая история, но на самом деле евреи начали одеваться иначе не по своей воле. Не только экзотический штраймл, но и "кипа" (или ермолка, по-русски) тоже не всегда украшала еврейскую голову, отличая её от других голов. Как пишет известный американский раввин И.Телушкин:
"Хотя кипа и символизирует в глазах неевреев еврейскую религиозность, но ее ношение — обычай, а не закон. Нигде в Торе и Талмуде евреям не предписывается покрывать голову". Именно поэтому носят кипу не только верующие, но и просто евреи, соблюдающие традицию. Согласно этой традиции покрытая голова — это признание того, что над вами есть высшая сила. А ответ на вопрос, в чем заключается "Высшая сила", не всегда приводит к богу.
Хасиды в Меа Шеарим. Иерусалим, 2007гНечто похожее существует и в обычаях католической церкви. После принятия сана и выбривания тонзуры католический священник должен носить
soli deo (лат.
только богу) - небольшую круглую шапочку, прикрывающую выбритую часть головы. Посвящение в кардиналы по сей день сопровождается торжественной церемонией возложения кардинальской шапочки из рук самого Папы. Да и Папа, судя по фотографиям, носит её не снимая.
В 1964г во время папского посещения Израиля под фотографией встречи Президента Израиля Залмана Шазара и Папы Павла VI, газета «Джерузалем пост» поместила весьма курьёзную подпись: "Папа – тот, кто в кипе", имея ввиду, конечно, папскую скуфью.
Папа Бенедикт XVI у Стены Плача. Иерусалим, 2009г. Одежда многое могла рассказать о своем владельце: о его семейном положении, достатке, социальном статусе, но ничего не говорила о его национальной принадлежности. Но для христианской церкви в Европе и для мусульман на Востоке было важно, чтобы евреи, живущие среди них в меньшинстве, выделялись и были легко узнаваемы.
2. Зимми под властью ислама. Первым, кто попытался "навести порядок" и исправить этот недостаток, был знаменитый багдадский халиф Харун-ар-Рашид**. Евреи, как и христиане, в странах ислама имели особый статус –
"зимми"(Подробнее см. книгу Бат Йеор
«Зимми» : христиане и евреи под властью ислама ). Учитывая монотеизм обеих религий, основатель ислама, Мухаммед считал, что евреи и христиане находятся ближе к пониманию настоящей веры, чем язычники, и потому заслуживают его покровительства. В отличие от язычников, у которых был только один выбор — принять ислам или умереть, зимми, при уплате подушного налога, разрешалось исповедовать свою веру.
Их жизнь регулировалась Пактом Омара (около 720 г.), согласно которому евреи и христиане обязаны были «вставать с места, когда (мусульмане) хотят сесть». Им запрещалось обращать кого бы то ни было в свою религию и препятствовать своим приверженцам принимать ислам. Им нельзя было повышать голос даже во время похорон, запрещалось ездить на лошадях и мулах (это считалось несовместимым с их низким статусом). Им разрешалось пользоваться ослами, но только без седла – зимми были людьми второго сорта.
Уже в первые годы существования ислама халиф Омар (Пакт Омара) повелевает как иудеям, так и христианам носить на себе отличительные желтые знаки. (Желтый цвет был в те времена символом порока и позора.) В 807г халиф Гарун аль-Рашид дополняет этот указ и обязывает евреев пришить на свой головной убор (обычный персидский конусообразный колпак) две лишние пуговицы, а также подпоясываться жёлтым поясом. Через несколько лет его преемник халиф аль-Мутаваллил сделал еще одно дополнение, которое должно было ещё больше унизить евреев. Он обязал их носить на одежде на видном месте желтую метку. Цвет же тюрбана, другого традиционного персидского головного убора, для не мусульманина тоже должен был быть желтым.
В письме из Багдада***, датированном 1121г , местный еврей так описывает свою одежду:
"…на видном месте должны быть две желтых метки: одна на головном уборе и вторая на воротнике. Кроме этого, вокруг шеи должен быть ремешок с надписью: "зимми". На талии - должен быть пояс. А женщина должна носить разноцветные башмаки: один черный, другой - красный, и маленький колокольчик на воротнике или на обуви".
В тот же время в Египте шиитский халиф аль-Хаким (996-1021), возомнивший себя перевоплощением Махди (мессии) и развернувший жесточайшие репрессии на зимми, приказал христианам носить на шее полуметровый крест, а евреям — шары весом около 3 кг, чтобы не забывали, что их предки некогда поклонялись голове тельца.
3. Свидетели пришествия Христа.На протяжении многих лет взаимоотношения между христианами и евреями регламентировались так называемой "теологией презрения" одного из виднейших отцов христианской церкви, Августина Блаженного (354-430). В "Проповеди против евреев" он сформулировал концепцию, суть которой заключалась в том, что евреи, действительно, были избранным народом - но только до тех пор, пока не пришел Иисус. С приходом Иисуса, евреи, не приняв его проповеди, потеряли свою избранность, и за это "отпадение от Бога" они были рассеяны по всему миру. Однако, по мнению Августина, евреев нельзя уничтожать, т.к. они были единственными
"свидетелями пророчеств о пришествии Христа" (
popolo testimone –
народ свидетель), и в преддверии прихода Мессии, "в конце времен" они образумятся и примут христианство****.
Отношение к евреем должно быть "амбивалентно": с одной стороны, их можно и нужно презирать, унижать и т.п., - но, с другой стороны, ни в коем случае не уничтожать или насильно (под страхом смерти) заставлять принимать

христианство: потому как
"если их уничтожить, то как же в конце времен реализуется Божественное предсказание, о том, что они тогда примут христианство?"Августин Блаженный, с картины Ботичелли, 1480г
В отличие от своего современника, св. Иоанна Златоуста (347 – 407), провоцировавшего в своих проповедях ненависть к евреям, приписывая им всевозможные пороки и злостные намерения. Августин считал, что, хотя евреев можно и нужно держать на низшей ступеньке социальной лестницы, презирать и унижать их без меры, но, ни в коем случае, не исключать из христианского общества. Иными словами, евреи должны были служить вечным наглядным примером того, какая судьба постигает отвергнувших Христа.
"Дай им выжить, но не жить!" – это была основная идея "теологии презрения" Блаженного Августина, и это то, что сохранило евреев – единственного не христианского меньшинства европейского средневековья.
Концепция Августина пользовалась поддержкой церкви на протяжении сотен лет, но со временем евреи всё меньше и меньше оставались похожими на загнанных, вечно скитающихся изгоев общества. К концу первого тысячелетия на фоне общего упадка, обнищания, голода и разрухи относительное благополучие еврейских общин выглядело в средневековой Европе вызывающе и противоречило сложившемуся представлению о евреях как о гонимом и обездоленном народе.
Ещё со времен Рима евреям, изгнанным со своих земель после поражения в Иудейской войне (66-71гг) и восстания Бар Кохбы (131-135гг), доступ к земледелию оказался закрыт. Вся земля, главное богатство в аграрном мире Средневековья, была уже занята, и делиться ею с пришлыми чужаками никто не собирался. Единственная экономическая ниша, свободная для них, была в сфере городского неземледельческого труда, в сфере ремесла, торговли и ростовщичества, что, в конечном счете, способствовало обогащению больше, чем земледелие. Положение, при котором ростовщичество было запрещено в христианской среде, но дозволено неверным, вызывало противоречие: заниматься торговыми и ростовщическими операциями было нужно с экономической точки зрения, но невозможно с точки зрения моральной.
Вот, что пишет об этом Жак Ле Гофф*****, один из виднейших исследователей этого периода, -
"В крестьянском мире, эксплуатируемом сеньорами или его же собственными более богатыми сочленами, где земля была скупа, а рты многочисленны, задолженность представляла собой великое бедствие. Эта была задолженность городскому ростовщику, часто еврею, или более богатому крестьянину, обычно достаточно ловкому для того, чтобы избежать клейма ростовщика, которым был отмечен только еврей".
К этому следует добавить и вполне объективные причины относительного экономического благополучия еврейских общин: огромные деньги не уходили на возведение замков, содержание армии, лошадей, проведение турниров - всего, без чего аристократия жить не могла. Кроме того, рыцарское сословие требовало бОльшего, чем могли дать простые крестьяне. Надо было привозить заморские товары: обувь, одежды, украшения, доспехи, оружие. Для этого нужны были международные связи, доверенные люди в других странах. Всё это с успехом делали, получая немалые прибыли и столь же великую ненависть, чужаки-евреи. Нарастало недовольство, которое и проявилось в полной мере уже в Первом крестовом походе (1096г).
Жак ле Гофф писал:
"В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевленная, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование под ударами голода, болезней и турок, так и не достигнув цели". [Там же]
В создавшейся обстановке Римская церковь не могла, да и вряд ли хотела, сдерживать такое проявление чувств. В 1215г Папа Иннокентий III созвал Четвертый Латеранский собор для принятия мер против еретиков и иноверцев во всех странах. Из 70 решений этого собора, три, с 67 по 70, были посвящены отношениям христиан, евреев и мусульман. Впервые в христианском мире было предписано введение отличительных знаков для иноверцев.
"Во избежание греховных связей между христианами и иноверцами, - говорилось в постановлении собора, -
вследствие или под предлогом неведения, евреи и мусульмане должны носить отличительные одежды".
Постановление собора исполнялось по-разному в разных странах Европы, как в отношении вида отличительного знака, так и во времени его введения. В 1217 г. папский легат в южной Франции распорядился, чтобы евреи носили на верхней одежде круглый отличительный знак (рота — буквально "колесо").

Многочисленные церковные соборы в Нарбонне, Руане, Арле , Альби и др. городах подтверждали указы об обязательном ношении евреями отличительного знака.
Одежда французского еврея, 14-ый век, энциклопедия "Юдаика".
В 1269 г. Людовик IX Святой издал соответствующий эдикт, распространявшийся на всю Францию. Этот эдикт был потом подтвержден и другими французскими королями и церковными соборами. Круглый отличительный знак — желтый или красно-белый — следовало носить на груди каждому еврею с семи (или 13) лет.

Нарушивший закон должен был отдать свою одежду уличившему его в провинности, а в случае повторного нарушения налагался огромный штраф.
Остроконечный "еврейский" колпак, Англия, 13-ый век.В христианской Испании обязательное ношение евреями отличительного знака — «знака позора» — было введено светскими властями вскоре после постановления IV Латеранского собора. Однако испанские евреи воспротивились ношению отличительного знака, а некоторые угрожали переселиться в ту часть Испании, которая находилась под властью мусульман. За введение постановления Латеранского собора Папа Григорий IX обещал королю Кастилии Фернандо III место в раю. (В противном случае он обещал ему вечное проклятие!) Но Фернандо III, нуждавшийся в финансовой поддержке евреев, не поддался на увещания папы. Позднее это сделал Альфонс X Мудрый, который ввел штрафы и порку в качестве наказаний за несоблюдение закона об отличительном знаке.
В Великобритании отличительный знак для евреев был введен в 1218 году и подтвержден указом короля Генриха III в 1253 г. В 1257 году королевским указом были установлены форма и размер отличительного знака — вырезанное из желтой ткани изображение Скрижалей Завета в шесть пальцев в высоту и три в ширину. Этот отличительный знак предписывалось носить на левой стороне груди каждому еврею с семи лет.
Обязательное ношение евреями отличительного знака в папских владениях ввел папа Александр IV в 1257 г. Знак представлял собой кружок из желтой ткани величиной с ладонь, и его следовало носить на верхней одежде; женщины должны были прикреплять две голубые ленты к головному покрывалу.
Семья банкира из Мантуи (Италия), церковь св. Андрея.
В 1360 г. городские власти Рима ввели устав, согласно которому все евреи-мужчины (за исключением врачей) должны были носить особую красную шапку, а женщины — красный передник. Для контроля за выполнением этого устава назначались специальные инспекторы.
В Германии и других областях Священной Римской империи евреи носили остроконечный колпак. Во второй половине 13 в. ношение такого, так называемого, «еврейского» колпака (Der Judenhut) стало обязательным для евреев Силезии, Польши и Австрии.
В 1279 г. церковный собор в Офене (Будапеште)обязал местных евреев носить на груди отличительный знак в виде колеса.
"Еврейский колпак", Германия, 13-ый век
миниатюра из рукописи.
В Германии принудительное ношение собственно отличительного знака (желтый круг на груди для мужчин, желтый остроконечный колпак для женщин) было впервые введено в 1434 г. в Аугсбурге. В 1530 г. этот закон был распространен на всю Германию, а в 1551 г. введен и в Австрии, где еще в царствование Марии-Терезии (1740–80) евреи Праги были обязаны носить желтый воротник поверх одежды.
Однако уже к концу 16-го века требования к ношению евреями отличительного знака заметно уменьшились. На протяжении 18-го века отличительные знаки постепенно выходят из употребления в большинстве странах Европы. Формальная отмена законов об отличительном знаке относится к концу 18-го века и связана с эмансипацией. Окончательно (но, как выяснилось потом, не навсегда!)отличительные знаки для евреев были упразднены во времена Французской революции.

В 1897г в Вене в память о желтой метке, преследовавшей евреев на протяжении более 1000 лет, провозвестник еврейского государства и основатель нового политического движения, сионизма, Теодор Герцль (1860-1904) выбрал желтый цвет для обложки первого сионистского периодического издания «Die Welt».
В 1939 г. комендант Влоцлавека (Польша), оберфюрер СС Кремер оживил старый призрак. 24 октября он обязал всех евреев города носить на спине желтый

треугольник размером не менее 15 см. Вслед за Кремером власти ввели отличительные знаки и в других районах на оккупированных территориях Восточной Европы. Эта мера получила официальное одобрение, и 23 ноября был издан приказ о ношении отличительного знака всеми евреями генерал-губернаторства.
Отличительный знак для евреев на территории Третьего рейха, 20-ый век.На территории Третьего рейха приказ об отличительном знаке был издан 1 сентября 1941 г. и вступил в силу 19 сентября того же года.
Примечание* -
Штраймел - меховая шляпа, которую носят хасиды в особо торжественные дни — субботу, праздники, а также на свадьбу близких родственников.
** -
Харун-ар-Рашид (786-809 гг.) - халиф из династии Аббасидов. Прототип знаменитого героя сказок "Тысяча и одна ночь" Гаруна аль-Рашида.
*** -
Письмо из Багдада - см. History of the Yellow Jewish Star
**** - - Августин Блаженный о евреях
***** -
Жак Ле Гофф - "Цивилизация Средневекового Запада"
© Ark.Tal